|
ИСТОРИЯ ПРИМОРЬЯ: ГОСУДАРСТВО БОХАЙ |
|
Бохайское государство было первым раннегосударственным образованием на территории Дальнего Востока России. Оно включало значительные территории Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи. На севере оно соседствовало с племенным объединением хэйшуй мохэ (“хэйшуй”- Черная река – древнекитайское общее название Амура и его притоков), на северо-западе - с древними монголами (шивэй), а на юго-западе – с киданями, на юге - с корейским государством Силла. Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей - сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные войны против народов Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 г. был уничтожен Первый каганат кочевников тюрков, в 668 г. древнекорейское государство Когурё. Переселенная после разгрома Когурё в северные пограничные районы Китая (округ Инчжоу, современный г.Чаоян) часть сумо мохэ после тридцати лет жизни в китайском плену воспользовалась восстанием киданей в 696-697 гг. и ушла на северо-восток в свои исконные земли. Эта группа сумо мохэ и часть пришедших с ними из-под Инчжоу когуресцев и стала тем военно-политическим ядром, вокруг которого произошло объединение мохэ. Они успешно отразили посланное покарать их китайское войско, и в 698 году их вождь Да Цзожун провозгласил образование государства Чжэнь. В 713 году, после нормализации отношений с китайской империей Тан, государство получило новое название Бохай, под которым и вошло в историю. Получив пожалование на "владение Бохай" от танского Китая, Да Цзожун формально признал сюзеренитет империи Тан над своим государством. Его обязанности как вассального правителя заключались в присылке к танскому двору одного из сыновей в качестве заложника, в регулярном отправлении в Тан послов с "данью". В подобных отношениях с Китаем были многие соседние государства, в частности, корейское государство Силла. Степень зависимости этих государств от Тан была обратно пропорциональна их военной и экономической мощи, а также удаленности от империи. В случае с Бохаем его вассалитет проявлялся там, где он был выгоден самим бохайским правителям. Так, "дань" и получаемые в ответ на нее "подарки" фактически были формой международной торговли, выгодной обеим сторонам. Получение высокого титула вана (короля) от китайского "Сына Неба" поднимало престиж правителя как в глазах его подданных, так и среди окружавших Бохай стран и народов. В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией, Силла и юркским каганатом и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими правителями были Да Циньмао (737 - 793 гг.), при котором сложилась система пяти столиц, и Да Жэньсю (818 - 830 гг.), в годы правления которого Бохай достиг наивысшего расцвета и даже хэйшуй мохэ были покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и просвещения.
Самой многочисленной частью бохайского общества были свободные общинники - жители деревень, занимавшиеся крестьянским трудом и ремесленники, работавшие в имениях аристократии или самостоятельно. Самым низшим слоем общества были нубэй - это зависимые люди, от неполноправных общинников до рабов. Рабов было не много и, в основном, они являлись домашними слугами. Территория бохайского государства делилась на 5 столиц и 15 областей. Все области состояли из 62 округов, а округа из 125 уездов. Каждый уезд - из городка или нескольких городков и близлежащих деревень. Главной столицей, начиная с середины VIII века, была Верхняя Столица, остатки которой находятся близ г.Дунцзинчэн провинции Хэйлунцзян, КНР. Местонахождение многих бохайских областей до сих пор вызывает споры среди ученых, однако не вызывает сомнений то, что на юге Приморья находилась бохайская область Шуайбинь, названная так по древнему названию реки Раздольной (Субинь - Шуайбинь - Сюйпинь – Суйфэнь - Суйфун). Бохайские короли основывали свою власть не на реальном
экономическом могуществе, а на своем ритуальном статусе в идеологической
жизни страны. Сакральность короля, его принадлежность к миру богов в отличие
от иных людей, в отсутствие эффективной системы государственной власти
являлась важным институтом политического и внутренней стабильности Бохая.
дминистративный аппарат состоял из двух министерств Левого и Правого,
которые подразделялись на три отдела и три ведомства. В левое министерство
входили отделы: Преданности, Человеколюбия, Справедливости и ведомства:
Рангов, Складов, Пищи. В правое министерство входили отделы: Мудрости,
Этики, Верности и ведомства: Расчётов, Военное, Водное. Главная административная
власть размещалась в пяти столицах. Верхней столице подчинялась область
Лунъюань (в Манчжурии), Центральной столице - область Сяньдэ (в Манчжурии),
Восточной столице - область Луньюань (Восточная Манчжурия, Северная Корея,
Хасанский район), западной столице - область Ялу (Манчжурия, Северная
Корея), Южной столице - область Наньхай (Северная Корея). Остальные области
расположились следующим образом: Хуайюань (Партизанский и Шкотовский районы),
Аньюань (западнее и юго-западнее оз. Ханка), Шуайбинь (бассейн р. Раздольной)
и Динли (восточнее Ханки). Аньбянь (Анучинский, Черниговский районы),
Дунпин (севернее Ханки, предположительно до Бикина), Тели (Дальнегорский
и Кавалеровский районы). Моицзе (по одной версии - низовья р. Сунгари,
по другой - Тернейский район). Остальные области располагались на территории
Манчжурии и Северной Кореи. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ Бохайцы жили в полуземлянках и наземных жилищах. Большинство населения проживало в деревнях и занимались сельским хозяйством. Они выращивали просо, пшеницу, ячмень, рис, гречиху, сою. Землю они пахали с помощью рала. Урожай собирали серпами. Собранные злаки хранили в ямах. Кроме земледелия бохайцы занимались животноводством. Они разводили свиней и собак, которых употребляли в пищу, лошадей и крупный рогатый скот, который использовали в хозяйственных и транспортных целях. Лошади также выращивались для армии. Много добычи давала охота на крупных и мелких животных, птиц, прибрежное собирательство, сбор ягод, грибов, орехов в тайге. В центре сельскохозяйственных территорий находились города. Они имели правильную форму, окружались высокими валами и рвами, наполненными водой. Жизнь горожан не очень сильно отличалась от быта сельских жителей. Города являлись центрами торговли, ремесел, религии и культуры, сюда свозились налоги с сельской округи, здесь жили региональный правитель, чиновники и дружина. Население городов также занималось и сельским хозяйством. Чем крупней был город, тем большую территорию он объединял. Археологам известны бохайские города на территории Приморья. Одним из таких городов - центром округа Янь Восточной столицы было Краскинское городище в Хасанском районе Приморского края. Городище площадью 13,6 га окружено каменным валом и рвом , имеет трое ворот. Южная жилая часть города делилась на два больших квартала идущей от южных ворот улицей. В северной, самой возвышенной части города обнаружены остатки буддийского храма, отгороженного от самого города стеной, и печи для обжига черепицы. Видимо, здесь же располагалась городская администрация. Ремесленники могли жить и за городскими стенами, в специальных поселках. Такой поселок обнаружен неподалеку от села Новогордеевка Анучинского района. Бохайские кузнецы ковали из железа оружие и орудия труда. Из бронзы отливали детали сбруи и поясов, посуду, украшения и предметы культа. Бохайские гончары мастерили из глины разнообразную посуду. Широкое распространение получило строительное дело, изготовление черепицы и кирпича для строительства храмов и дворцов. Развито было ткачество, в южных провинциях государства занимались шелководством. Летописи сохранили сведения о хозяйственной специализации отдельных бохайских областей:" В народе наиболее ценимы тайбошаньские грибы, морская капуста из области Наньхай, бобовая приправа из Чжачэна, олени из области Фуюй, свиньи из области Моцзе, лошади из области Шуайбинь, полотна из округа Сяньчжоу, вата из округа Вочжоу, шелка из округа Лунчжоу, железо из города Вэйчэн, рис из Лучэна, караси из озера Мэйто. Из фруктов - сливы из Ваньду и груши из Лэю." АРМИЯ И ВОЕННОЕ ДЕЛО Бохай с первых лет существования прославился мощной армией. Бохайская армия состояла из нескольких крупных подразделений, называвшихся Охранами. Охрану возглавлял Полководец или Великий полководец. Известно семь таких подразделений: Охрана Большого Свирепого Медведя, Охрана Бурого Медведя, Южная Левая Охрана, Южная Правая Охрана, Северная Левая Охрана, Северная Правая Охрана. В Партизанском районе обнаружена бирка офицера Левой Доблестной Охраны. Археологами обнаружено большое количество разнообразных наконечников стрел. Лук со стрелами был основным оружием. Кроме этого найдены наконечники копий, мечи, шлемы. Тело воина было защищено панцирным доспехам, состоящим из железных пластинок. Основу армии составляла конница, позднее появилась пехота. При необходимости создавались специальные отряды, занимавшиеся разведкой в тылу врага. Имелся у бохайцев и флот, но какими именно были боевые бохайские корабли, сегодня не известно. Армия проявляла доблесть не только на полях сражений, она также умела штурмовать города. Хорошо у бохайцев была развита оборона городов. Город окружался валом или каменной стеной, перед которым вырывался ров. Дороги к горным крепостям подводились таким образом, что не позволяли врагу штурмовать ворота в лоб. ТОРГОВЛЯ В стране была развита не только внутренняя, но также и внешняя торговля. Многочисленные посольства в Китай и Японию наряду с официальными представителями правителя Бохая включали в себя большое количество купцов. Существовали как сухопутные пути к киданям, в Тан и в Силла, так и морские пути на Корейский полуостров, в Японию и в Китай через Желтое море. Особенно известны бохайские посольства в Японию. В составе бохайских посольств помимо представителей власти было немало купцов, поэтов и музыкантов. Во время приёмов в Японии устраивались поэтические пиры-соревнования, на которых бохайские поэты и литераторы состязались в изящности стихочтения с японскими литераторами и учёными. Есть сведения и о спортивных связях между этими странами. Так в 822 г. бохайский посол Ван Вэньцзюй во главе команды провёл в Японии матч игры в верховое поло. В ходе этой игры всадники гоняют клюшками мяч по игровому полю. Наблюдавший эту встречу японский император описал ее в стихотворении "Ранней весной наблюдаю игру в мяч": Прекрасный вид ясным утром в весеннюю пору цветения;
КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ Бохай по праву называют «страной просвещения и ученых». В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения не разрешалось жениться до тех пор, пока они не овладели грамотой и стрельбой из лука. В Бохае имелись свои философы-мудрецы. Об этом свидетельствуют, в частности, японские летописи, в которых сообщается, что в 882 году в Японию прибыло очередное бохайское посольство во главе с крупным ученым Пэй Тином. Для составления официальных документов бохайцы, как
это было принято во многих странах Восточной Азии того времени, пользовались
китайской иероглифической письменностью. Была у них в употреблении и древнетюркская
руническая, то есть буквенная, письменность. Наиболее распространенным видом религиозного мировоззрения у бохайцев был шаманизм. Среди бохайской знати и чиновничества получает распространение буддизм. В Приморье уже выявлены остатки пяти буддийских кумирен бохайского времени - на Краскинском городище в Хасанском районе, а также Копытинская, Абрикосовская, Борисовская и Корсаковская в Уссурийском районе. В процессе раскопок этих кумирен обнаружено немало целых или фрагментированных статуэток Будды и бодисатв из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины. Там же найдены и другие предметы буддийского культа. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ Существует мнение о том, что кроме письменности информация могла передаваться узелковым письмом, которым пользовались некоторые средневековые народы, в том числе корейцы. Для овладения грамотой в Бохае создавались школы. Желающие получить более высокое образование, уезжали учиться в Китай. В Бохае развивались различные искусства. Непосредственно с письменностью была связана поэзия. Бохайская поэзия оказала влияние на развитие японской поэзии. Хорошо были развиты музыка, пение, театрализованные представления. Из Японии в Бохай приезжали студенты изучать музыку. Бохайские музыка и танцы оказали влияние на развитие японского театра. В Японии театральный жанр боккай гаку (бохайская музыка) сохранился до настоящего времени. Высоко было развито декоративное искусство. Разнообразные орнаменты наносились на посуду, концевую черепицу и наременные накладки. Оригинальными делались фигурки животных и нэцкэ. Известны спортивные состязания бохайцев. Среди них отмечают верховое поло, игра в мяч и стрельба из лука. В 882 г. бохайские послы провели матч по верховому поло с японцами. После захватывающей игры император Сага написал стихотворение Ранней весной наблюдаю игру в мяч. Стих японского императора Сага Ранней весной: “…наблюдаю игру в мяч. Прекрасный вид ясным утром в
весеннюю пору цветения; Посольские гости, воспользовавшись удобным случаем,
вышли на передний двор; Клюшки летают в пространстве, и кажется, не молодой
ли это месяц! Мяч летает по земле как метеор. Левые нападают, правые сопротивляются,
идёт борьба у ворот. Массовый топот, неразбериха, громоподобный шум. Громкие
крики, барабанный бой, мечутся воробьи; Даже Гуань Инь подозревает, что
это столица переносится в другой город.” Гуань Инь имя богини. Кроме этого, по стенам был нарисован красный меандровый орнамент. Абрикосовский храм был построен на склоне одноименной сопки и для него также спе-циальной платформой выровняли склон. Этот храм был построен после пожара на Копытин-ском храме. Часть черепицы с Копытинского храма была перенесена на Абрикосовский храм. Сам храм располагался в центре двора, который был окружён деревянным забором на камен-ном фундаменте. Забор венчался черепичной крышей, как и заборы современных храмов. Для входа на территорию двора были построены небольшие ворота. Корсаковский храм был построен на высоком берегу реки Кроуновки. Часть его двора и частично сам храм был размыт рекой. К тому же, в начале XX в. храм сильно перекопали ко-рейские переселенцы, построившие здесь свой дом. Шаманизм является древним мировоззрением мохэсцев и продолжал существовать у бохайцев. Он включал систему культов: огня, черепов, анимизм . Шаманские атрибуты най-дены археологами под Уссурийском и в окрестностях Кроуновки, также в Лазовском районе, а на Марьяновском городище было раскопано жилище шамана. Бохайцы были знакомы и с древнекитайским учением даосизмом. С учётом даоской теории фэншуй были построены буддийские храмы под Кроуновкой. С даосизмом было тес-но переплетено конфуцианство. Вероятно, это учение также было знакомо бохайцам. Знали бохайцы и о христианстве. Под Кроуновкой при раскопках было обнаружено изображение несторианского креста. После того как несторианство было признано ересью, многие христиане, последователи Нестора, с Ближнего Востока переселились на восток до самого Китая. Возможно, кто-то их них попал и в Приморье. ГИБЕЛЬ БОХАЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В начале X века юго-западные соседи бохайцев - кочевники кидани создали свое государство - империю Ляо. Это государство вело активную завоевательную политику против соседей. Более 20 лет кидани воевали с Бохаем и только в 926 г. им удалось сломить сопротивление. На вновь приобретенных землях Бохая кидани решили создать зависимое марионеточное государство Дундань (в переводе с китайского "Восточное Кидань"). Во главе его был поставлен старший сын киданьского императора, а население страны обложено данью. Бохайцы не смирились с потерей независимости. В том же 926 году они восстали. Восстание было жестоко подавлено. В следующие годы волнения и восстания не утихали. Тогда киданьский император издал указ о переселении непокорных бохайцев на территорию киданьской империи. В результате было насильственно переселено около двух третей всего бохайского населения, а около пятой части бохайцев бежали в Корею. Не все бохайцы попали в полную зависимость от завоевателей. Этой участи избежали бохайцы восточных и северо-восточных окраин. Судя по всему, в их число входили и бохайцы Приморья. Они сохраняли относительную независимость и посылали нерегулярную дань в Ляо. Бохайское государство сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это было первое государство на территории Приморья. Его создание способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки для возникновения впоследствии чжурчжэньской и маньчжурской государственности. |
BIAP, Inc. 2003